Ради того, чтобы было интересно...

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 1 2003 год >> Ради того, чтобы было интересно... >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/10/9


Образование: символы, мифы, именаОбразование: символы, мифы, имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ: или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, кто стал неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.




Маркиз де Репарт

А.РЕПАРТ (Маркиз де Репарт)

С.-Петербург
многолетний участник и организатор военно-исторических игр, сборов и праздников, проводимых детской организацией "Форпост культуры" (СПб).
(Игровой псевдоним А.Трапера, командора Форпоста Культуры)

Ради того, чтобы было интересно...

(Мемуары старого воиста)

Первый бой - за Измаил

В одно из погожих декабрьских воскресений 1980-го года толпы гуляющих в Павловском парке (под Ленинградом, теперь Петербургом) с удивлением глядели на два десятка юношей и девушек студенческого возраста, накрутивших себе на головы полотенца и шарфы. Наподобие мусульманских тюрбанов. Шествовали они под зеленым флагом. А тут еще раздался барабанный бой, и по мосту промаршировал отряд мальчишек под русским знаменем. Обладатели тюрбанов с криками "Аллах агбар!" бросились на русских и обстреляли их снежками. Мальчишки тут же перестроились в каре. И дружное "Ура!" и ответный залп обратили "турок" в бегство.

Затем маленькие "суворовские чудо-богатыри" двинулись в сторону пруда, где им предстояло преодолеть несколько оборонительных линий "неприступного Измаила".

Так состоялась наша первая военно-историческая игра. И никто тогда из нас, молодых студентов - членов отряда "Звезда", не подозревал, что эта игра станет традиционной, приобретет размах до 500 участников. Можно сказать, вызовет общественное движение и отметит свое двадцатилетие.

За 20 лет мы раз пять или шесть сражались в Битве народов под Лейпцигом. Несколько раз то исправляли, то повторяли ошибку маршала Груши под Ватерлоо. Одерживали победы вместе с молодым генералом Бонапартом и громили войска императора Наполеона. Переходили Альпы вместе с Суворовым. И дважды брали Париж.

О правилах игры

Кого что привлекает в нашей игре? Разные участники, наверное, ответят по-разному. Но, на мой взгляд, есть два основных момента.

Первое. Игра носит ролевой элемент, и тот, кто вживается в героические роли, получает от игры особое удовольствие.

И второе - это правила игры.

Всем, кто хоть раз участвовал в Большой военно-исторической игре, известно основное правило: команда участников - полк - из 8-12 человек двигается только по дорожкам парка, носит с собой мишень на палке (так называемую пушку). Как только встретились с противником, втыкают пушки в снег и кидают снежки. Чья мишень поражена первой - должны отступить на 100 шагов и после снова могут вступать в бой.

А общая задача всех полков одной армии - это занять или удержать определенные пункты в парке - города: в назначенный час для каждого города посредники фиксируют в чьих руках он находится, и начисляют баллы этой армии. Побеждает та армия, которая в итоге получит больше баллов.

Почему, благодаря таким правилам, игра становится интересной?

Во-первых, игра становится непредсказуемой. Не надо двигаться по заданному маршруту, где заранее расписаны события. Наоборот, надо ориентироваться в ситуации, проявлять инициативу. Противник появляется не оттуда, откуда его ждешь. Сначала мы побеждали, и вдруг наш полк оказывается в окружении. В общем, "а ля гер ком а ля гер" ("на войне как на войне").

Во-вторых, в нашей игре никого "не убивают насовсем". Полк, потерпевший поражение, спустя несколько минут вновь вступает в бой. Благодаря тому, что нет прямого соприкосновения, например, срывания погон, игра становится более управляемой и тактичной по отношению друг к другу.

До сих пор вспоминаю свою обиду, когда я десятилетним мальчиком участвовал в школьной "Зарнице". В самом начале сражения ко мне подошел дылда девятиклассник из армии синих и, не ожидая никакого моего сопротивления, просто сорвал с меня красивые зеленые погоны. И, как индеец скальпы врагов, он заткнул мои погоны за свой ремень. А я еще три часа болтался в парке и мерз в ожидании окончания игры.

От Березины - к Ватерлоо. От повторения истории - к ее исправлению

Правила родились не сразу. Первая игра была "односторонняя". То есть организаторам было известно, что турки должны проиграть, чтобы не оскорблять наше патриотическое чувство. Поэтому под зеленым знаменем, которое сделал из платка своей невесты Сережа Курочкин (наш Измаил-бей) сражались взрослые (студенты). Они подыгрывали ребятам. И суворовцы, конечно же, взяли Измаил.

Следующим было - Сражение на реке Березине в 1812 году.

В 1981 отряд "Звезда" создал объединение ребят - "Республика РИТМ". Полки республики в феврале 82-го вышли на аллеи Александровского парка в Пушкине. "Русскими" командовал Юра Жмодиков ("Кутузов в клетчатом пальто", как прозвали его "французы"). В дальнейшем Юра - традиционный командующий Союзных войск - всегда был в долгополой шинели с красным стоячим воротником, при генеральских эполетах и орденских знаках.

Автор этих строк играл роль дивизионного генерала Портуни. "Французами" были старшеклассники. Мы тоже должны были проиграть, но не сразу.

Бой шел снежками, но стреляли тогда по людям. В кого попали - должен был отойти в сторону. Полк должен был отступить, если половина солдат выведена из строя.

Конечно, было много неразберихи. Но это не так важно, поскольку "французы" знали, что они проиграют, но держали это в тайне.

Пушки-мишени тоже были. Но использовались они по-другому: артиллеристы ставили их на дорожке, и противник мог тут пройти, только если с определенного расстояния, отмеченного флажком, попадал в пушку.

Когда "французы" отступили к городу Борисов (Ламский павильон в Александровском парке), "русские" пошли на штурм. Это был финал игры.

Ватерлоо - 82

Летом этого же года член отряда "Звезда" Ира Петрищева работала в загородном лагере "Салют", директором которого был известный автор песен Валентин Иванович Вихорев. Пригласили туда Иру наши друзья из педагогического отряда "Трубачи". А мы приезжали туда в гости.

"Трубачи" были студентами-физиками, а мы в большинстве - историками. Поэтому они и попросили нас придумать какую-то историческую игру. Я взял тетрадку и впервые написал правила военно-исторической игры. И подробно расписал, как игру готовить, проводить учения и т.д. (Дело в том, что на самой игре я быть не мог.)

Тема сражения - 1815 год. Ватерлоо - последняя битва Наполеона. Для нас это была первая игра, в которой результат не был предрешен - победить могла любая сторона.

Почему именно Ватерлоо? Во-первых, в нем не участвовали русские, так что патриотическому воспитанию ущерб не наносился. А во-вторых, исторические коллизии этого сражения прекрасно описаны в новелле Стефана Цвейга "Ошибка Груши" из цикла "Звездные часы человечества". И многие поколения любителей истории задавались вопросом: "А что было бы, если бы под Ватерлоо...". Вот это "если бы" и можно было попробовать реализовать.

Однако летом нет снежков, как известно. Вместо них взяли еловые шишки. Шишками стрелять друг в друга небезопасно. И тут родилась идея, которая дала нашей игре долгую жизнь. Пушки-мишени полк носил с собой, и стреляли только по ним.

Игра так понравилась жителям лагеря "Салют", что на будущий год была организована снова. И в последующие годы, пока этот лагерь действовал, вожатые каждую смену проводили подобные игры на основе наших правил, разыгрывая даже битвы Александра Невского - все равно шишками по мишеням.

Зимние сражения 1983 - 1993

Зимой 1983 года отряд "Звезда", вместе с отрядом "Трубачи", проводят Большую игру в Александровском парке города Пушкин. Участвуют отряды республики "РИТМ", ребята из лагеря "Салют", из школ, где работали наши друзья. Всего около 150 человек - для того этапа это много.

И тема игры была подходящая - Битва народов под Лейпцигом (1813 год).

Как известно, среди Союзных войск, которыми командовал австрийский фельдмаршал Шварценберг, были и русские полки. Но нас это не смутило, и мы решили: пусть победит, кто победит. Ведь не ради же военно-патриотического воспитания мы проводим игру.

Лейпцигскую битву мы разыгрывали неод-нократно. По-видимому, потому что, как в Ватерлоо, здесь также был интересный сюжетный поворот. В Союзных войсках вместе с русскими были австрийцы, пруссаки, шведы. Под знамёнами Наполеона, кроме французов, сражались итальянцы, голландцы, вюртембержцы, баварцы, поляки и саксонцы. Отсюда название - Битва народов.

Пестрота полковых знамен и знаков различия в нашу игру привнесли что-то карнавальное.

А вот саксонский корпус во время сражения изменил Наполеону и перешел на сторону союзников. Так было в истории. В нашей игре саксонцы не догадывались, что им предстоит повернуть оружие против узурпатора. Об этом знали только организаторы игры. Ординарец из штаба Союзных войск должен был добраться с письмом - воззванием от саксонского монарха к своим солдатам, чтобы они начали борьбу за свободу своей маленькой страны, и перешли на сторону союзников. А дальше в игре - как получится.

В первой игре ординарец очень быстро добежал до саксонцев. Им было все равно, за кого воевать, поэтому их переход обеспечил победу союзников.

Летом в лагере "Салют" получилось по-другому. Ординарец просто заблудился в лесу, не нашел саксонцев. Так они и остались с Наполеоном.

В другой раз на зимней игре два из трех ординарцев попали в плен, и послания у них отобрали французы. И когда один из ординарцев после плена пришел в саксонский полк без воззвания, ему не поверили и хотели его "расстрелять". Один посланец все-таки дошел до нужного полка, и получилось, что саксонцы разделились - одни остались верны Наполеону, другие сражались за свою родину.

А в 1987 году Лейпцигскую битву проводил уже Форпост культуры (который в 1986 году был создан отрядом "Звезда").

Последний раз наша Битва народов была проведена в 1997 году в Гатчине. Это была поистине грандиозная битва - только по спискам полков числилось 526 ребят, плюс еще генералы, адъютанты, посредники, родители и учительницы в обозах... В этом сражении корпусом из трех саксонских полков командовал французский маршал Виктор. Его роль играл Алексей Абрамов - педагог-организатор школы ? 500. Военно-историческую карьеру он начал еще в роли барабанщика 37-го саксонского полка под Полоцком, если я не ошибаюсь. Под Лейпцигом 37-й был в его корпусе, т.е. это были его воспитанники. Каково же было его удивление, когда саксонский полковник заявил ему о том, что полк, по приказу их монарха, уходит от Наполеона. Но, как и следовало ожидать, маршал Виктор не растерялся - провел беседу о верности присяге, и саксонцы не повторили историю. Битва народов была выиграна французами.

В период с 1983 по 1993 год наша игра скакала с одной исторической даты на другую без всякой очерёдности. Однако мы не изменяли эпохе Наполеона. Еще одно Ватерлоо было в 1985 году, где английскому генералу герцогу Веллингтону (Владимиру Зябрикову) наполеоновский маршал Ней все же смог нанести поражение, несмотря на вовремя подоспевший прусский корпус Блюхера.

Была "Битва под Маренго в 1800 году". Английский адмирал Нельсон высаживал десант в Италии и спасал австрийцев от разгрома, чего в истории не было.

Мы совершили "поход в Египет 1799 года"; причем, если солдаты Бонапарта падали от жары и жажды, то наши воины страдали от 20-градусного мороза. И пара полков дезертировала из-за этого.

Были "сражения" при Регенсбурге и Ваграме, Фридланде и Прейсиш-Эйлау, при Аустерлице, причем в нашей игре "солн-це Наполеона, солнце Аустерлица" не смогло взойти.

Балы

Для многих коллективов и объединений наша военно-историческая игра стала одним из кульминационных событий года. И поэтому она стала обрастать сопутствующими коллективными творческими делами.

Начало было положено летом в лагере "Салют". Перед каждым сражением был настоящий парад, где полки демонстрировали не только свой внешний вид, но и различные умения и показывали творческие выступления. Но самое замечательное, что придумали в "Салюте", это после игры - бал примирения.

Мальчики на балу были, конечно, в мундирах, а девочки меняли их на бальные наряды. Одна ролевая игра переходила в другую.

Балы стал проводить и Форпост культуры. Главными специалистами по их организации были Оксана Инюшина и Ира Петрищева. Самым замечательным был бал 1988 года после "Египетского похода" - Бал в Фонтенбло. "Дворцом Фонтенбло" стала только что построенная 33-я школа (у Форпоста тогда ещё не было помещения). Хозяйкой бала была сама Жозефина Бонапарт - Ирина Петрищева. Торжественное представление гостей (мне пришлось быть на балу лукавым министром Талейраном), светские разговоры, танцы в стиле эпохи, фуршет. Тут же на балу на глазах у всех произошла ссора двух офицеров и дуэль на шпагах. Опять мы не следуем исторической достоверности!

Но самое интересное то, что бал проходил в день государственного переворота, который совершил генерал Бонапарт. По календарю того времени, было 18-е брюмера VII года Республики. Регулярно появлялся посланец с политическими вестями из Парижа. И соответственно им менялось отношение к хозяйке бала: сначала Жозефина была женой генерала - почти государственного преступника, а в конце бала оказалась супругой первого консула Франции, с властью большей, чем королевская. Этот бал запомнился всем надолго.

Увы, но в 90-е годы балы после военно-исторических игр не устраивались.

Посредники

Игра не может быть без правил, а если игра большая и идёт борьба за победу, то нужна третья сторона - посредники. Посредникам труднее всего: они-то не играют, им не так интересно, да ещё они всегда виноваты с точки зрения проигравших.

Первые посредники появились "при Ватерлоо" летом 82-го. В лагере взрослых было много, и у каждого полка был свой посредник. В зимних сражениях посредников всегда не хватало. Поэтому их стали закреплять за городами. В одной из битв мы остались вовсе без посредников - надёжные люди не смогли участвовать, а ненадёжные не приехали. Кажется, это было "при Прейсиш-Эйлау", в 1992 году. Полков тогда было не больше 14-ти, столпотворений у городов не произошло. Поэтому в конце французский командующий вместе с русским генералом Бенигсеном (Юрием Жмодиковым) спокойно разобрались - кому достался какой город и выяснили, кто победил. Так родилось правило: в отсутствие посредника генерал может выполнять его функции.

Существенную роль в развитии нашего дела сыграл Алексей Лобанов, бывший старшим посредником в 1985-1988 годах. Алексей на допотопном компьютере набрал правила игры, сформулировав их своим сухим техническим языком и подписавшись: "князь Лобанов-Ростовский". Тексты правил он распечатал для каждого полка. Это был революционный шаг - наша игра встала почти вровень со спортивными играми. Отголоски лёшиных формулировок можно заметить и в нынешних, каждый год редактируемых, правилах.

Сам Алексей был вездесущим посредником. Он неизменно действовал на лыжах. На лыжах был не только Лобанов. Были попытки в 1983-84 годах увеличить количество родов войск в игре. Кавалерийские полки действовали на лыжах. У них было право совершать обходы по целине, а не только по дорожкам. В результате они только и занимались пленением пехотных полков. Было презабавно наблюдать, как кавалеристы кидали снежки. Смотрю: стоят такие всадники-лыжники и кидают снежки в направлении перпендикулярном лыжам. Кинул один - упал, второй - упал... Они от отдачи теряли равновесие. Было похоже на технику стрельбы в XVII веке "нидерфален", что в переводе означает "в падении".

Циклы сражений. Движение воистов

Новый качественный этап в военно-исторической игре, когда она по праву стала называться Большой, начался в 1994 году. Тогда Форпост культуры близко сошелся с петербургскими скаутами-разведчиками из ОРЮР. Их руководители Петр Тищенко и Андрей Клочко заинтересовались нашей игрой и предложили сыграть именно в русскую историю - в события 1812 года.

Мы разыграли операцию под Полоцком, когда корпус французских маршалов Макдональда и Удино прикрывал левый фланг наполеоновской армии на петербургском направлении, а русский генерал Витгенштейн (Юрий Жмодиков) начал наступательные действия, чтоб в дальнейшем на Березине содействовать Кутузову в окружении Наполеона.

На следующий год - в 1995-м - снова был 1812-й год, но теперь наполеоновская армия должна была переправиться через реку Березину, а русская армия пыталась ее окружить.

1996-й год для играющих в военную историю был 1813-м. Наполеон из России изгнан. Пруссия и Австрия в союзе с Россией выступили против Франции. Однако умер Кутузов. И победа над Наполеоном кажется союзникам несбыточной мечтой. Первая частная победа, но имевшая большое моральное значение, была одержана под Кульмом над корпусом наполеоновского маршала Вандама. В этом сражении героически проявила себя русская гвардия.

Мы разыгрывали Кульмскую битву и Дрезденскую операцию. У нас получилось не как в истории - французы победили.

Готовя это сражение, командование задумалось, что пора бы дать награды отличившимся полкам. Ведь не даром за Кульмское сражение страшно обрадовавшийся прусский король велел выдать каждому (!) русскому солдату Железный крест, так называемый "Кульмский".

В нашей военной игре и раньше были попытки ввести награды. В первых сражениях это были картонные медальки, на которых от руки было написано "Самому меткому", "Самому смелому" и т.д. Конечно, определить лучших солдат было очень трудно. Поэтому постепенно об этих наградах забыли. За "Ватерлоо 1985 года" полкам вручалась деревянная медаль, которую изготовляли мальчики из Василеостровского районного штаба "Зарницы".

За "Кульм" командование учредило для отличившихся полков орденские знаки. Русские получали картонный крест наподобие Кульмского Железного, а французские - знак, напоминающий знак ордена Почетного легиона и Кульмский крест одновременно. Каждый полк получил памятную медаль на ленточке, а полки, участвовавшие в сражениях на Березине и под Полоцком, получили медали и за эти битвы. Эскизы этих и последующих наград разрабатывал Юрий Жмодиков.

Полки, прошедшие три сражения, были отмечены особо. Они получили диплом и ленту на знамя с надписью "За отличие. 1812 - 1813". Так появилась традиция и система наград.

После Кульма был Лейпциг - "Битва народов" 1997-го года. О ходе этого сражения я уже рассказывал. Это был количественный пик нашей военной игры. 53 полка!

1814 год (1998-й).

Война докатилась до границ Франции. Союзные войска начали Первое наступление на Париж. В истории оно закончилось неудачей. И в игре победила "наполеоновская армия".

Как и раньше, на параде генералы и маршалы проводили награждение. Но теперь у нас появились полки, которые прошли уже пять сражений и отлично себя проявили. Приказом объединенного командования они получили звание "гренадерский". Это наши старейшие полки: 2-й морской русский, 7-й французский, 9-й французский, 14-й русский, 18-й русский, 37-й саксонский.

О 18-м полке хотелось бы сказать особо. Это воспитанники Александры Георгиевны Бреннер, учителя истории 586-й школы. Под знаменем этого полка, которое изготовлено наподобие знамени Лейб-Гвардии Московского полка, выросло уже три поколения солдат из классов Александры Георгиевны. Но традиции полка берегутся, ребята собирают все награды и трофеи, а выросшие старшеклассники торжественно передают знамя новому поколению полка и помогают младшим товарищам готовиться к боевым походам.

Так получилось, что мы играли два года за один год исторический. Поэтому в 1999-м году на полях наших сражений был вновь 1814-й - Второе наступление на Париж. На этот раз удачное - союзники Париж взяли. Так что Наполеон теперь имел все основания для отречения от престола.

Количество участников у нас стабилизировалось. Теперь каждый раз в игре участвовало 44-48 полков. По заявкам, правда, больше. Однако известно, что на февраль месяц, как правило, приходится эпидемия гриппа. Так что как французов в 12-м году бил генерал Мороз, так и некоторые наши полки еще до сражения побивал генерал Грипп. Но старые наши полки участвовали неизменно.

На следующий год логично было бы разыграть Ватерлоо 1815-го года - финал эпопеи Наполеона. Однако в нем не участвовали ни русские, ни австрийские полки. Наши русские и австрийцы заявили: "Что же мы должны стать англичанами? Мы будем сражаться под нашими славными знаменами". Тогда командование предложило господам полковникам идею о разыгрывании событий Северной войны. Но наши французы также заявили "Нам стать шведами? Не будем! Вив ля Франс!". Наша игра оказалась в плену собственных традиций, которые её украшали и развивали.

Мы вспомнили полководца, которому была посвящена первая игра - Александр Васильевич Суворов.

2000-й год для нас 1799-й - Итальянский поход Суворова: сражение на реке Треббии и под городом Нови. Одни из самых выдающихся побед великого полководца.

Я предложил, чтобы на нашем театре военных действий появился кто-нибудь, кто бы сыграл роль выдающегося полководца. До сих пор в наших играх главные действующие исторические лица - Наполеон, Кутузов - оставались за сценой. Их замыслы выполняли их ближайшие сподвижники - маршалы и генералы. Но Суворов - такая личность! Я предложил сыграть его Алексею Абрамову, из всех наших генералов наиболее подходящему на эту роль. Однако Алексей Анатольевич категорически заявил, что не изменит французскому флагу.

Так что фактическое командование русско-австрийскими войсками осуществлял австрийский фельдмаршал Мелас. Оставшись без Суворова, русские и австрийцы наше сражение проиграли.

После славных побед в Италии Суворов был вынужден совершить тяжелейший и героический переход через Альпы.

У нас 2001-й год, в игре - сентябрь 1799-го - Альпийский поход.

На этот раз русские полки одержали блестящую победу. Хотя Суворова по-прежнему никто не играл, а руководил войсками его помощник - генерал Дерфельден. На помощь корпусу Римского-Корсакова суворовцы, как и было на самом деле, прийти не успели. А вот австрийцы нарушили историческую достоверность: у командира каждого австрийского полка был пакет, который надо было вскрыть в определенный час. Командиры вскрыли пакеты. Прочитали секретный категоричный приказ от высшего командования, что необходимо отвести войска и оставить Суворова без поддержки. Дисциплинированные командиры заявили своему генералу, что уводят полки. Генерал Розенберг (Серёжа Бунин), ничего об этом приказе не знал и поначалу растерялся, так как имел другой приказ от Суворова. С трудом ему удалось уговорить двух полковников пойти на помощь Суворову, а один полк всё же ушёл, но позже вернулся.

По организации и всеобщему подъему эта игра была одной из самых удачных. Однако и суворовский цикл себя быстро исчерпал, так как мы начали с последних его подвигов.

Я настоял на старой идее - вернуться к событиям Петровского времени.

Северная война

Девизом нового цикла военно-исторических игр стала строчка из песни Булата Окуджавы к фильму "Приключения Буратино": "Триста лет тому назад..."

В 2002 году мы разыграли события 1702 года - боевые действия в Ливонии и начало завоевания Петром I Ингрии, той территории, на которой в следующем году будет основан Санкт-Петербург. Финал событий 1702-го года - штурм крепости Нотебург-Орешек.

Пришлось нашим французам изготовлять шведские знамена. Шведами же стали и поляки, саксонцы и итальянцы. А австрийцы и пруссаки стали русскими.

В этот раз бывшие французы - шведы - подготовились прекрасно. Главнокомандующий генерал фон Шлиппенбах провел большую организационно-штабную работу, составил хитроумный план.

В самом начале боевых действий Шлиппенбах бросил всю территорию Ливонии, оставив ее Шереметеву, и ушёл на соединение с генералом Крониортом (Сашей Зарубиным). Русские рано радовались, что ливонские города достались им без боя. Шведы наглухо заперли все проходы в другую часть парка и основные силы русских никак не могли пробиться к Нотебургу. И лишь чудо (или ошибка посредников) все-таки подарило русским победу. Разрыв в баллах был минимальный - всего 13. У шведов было больше штрафных. Так что можно считать, что победили обе стороны.

Думаю, что сражений Северной войны нам хватит надолго, ведь длилась она 21 год.

Распространение игры. Молодые генералы

Пригодился ли кому-нибудь опыт наших игр? Мне известно несколько случаев его распространения.

Я уже называл вожатых лагеря "Салют". Ещё в 1984-1986 годах к нам приезжали ребята из Москвы, из отряда "Рассвет". Они под нашим влиянием увлеклись историческими ролевыми играми, в частности, стали проводить игры на местности по нашим правилам.

Некоторые генералы нашей эпопеи организовывали, так называемые, малые военно-исторические игры. В парке Сосновка неоднократно воевал Михаил Чекмарёв с полками из школ, в которых работал.

Алексей Абрамов давал сражения в Александровском парке Пушкина. Замечательная игра произошла там в декабре 1998 года - "битва под Берлином 1813 г". Примечательна она не только тем, что солдаты шли в атаку несмотря ни на какие водные преграды - была оттепель, но тем, что впервые на арену успешно выступило новое поколение генералов. Это были ещё школьники Саша Зарубин, Костя Гапликов, Антон Зверев. В этих боях впервые участвовали полки из отряда "Спасатель". А вот победили под Берлином вновь "французы". В следующем году наши царскосёлы собирались воевать вместе с Суворовым в Италии на реке Адда, но, как сказал Алексей Абрамов, "заряды не подвезли" - снег вовремя не выпал.

В последней игре я понял - старым маршалам и генералам можно уходить в посредники.

Конечно, не одни мы играем в военную историю. Есть много интересных военно-исторических клубов. Со стороны отдельных деятелей из этих клубов в адрес Форпоста высказывалась критика, что мы неправильно реконструируем историю. А мы никогда не говорили, что её реконструируем, мы просто играем в историю ради удовольствия всех участвующих и не более того.

На январских каникулах 2002 года делегация Форпоста культуры участвовала в слёте детских организаций в Петрозаводске. Мы там провели небольшую военно-историческую игру на тему Северной войны. Ингерманландией была территория детского садика. "Города" Нотебург, Ниеншанц, Копорье переходили из рук в руки по нескольку раз. Но потом вышел сторож и всех прогнал. Однако, время истекло - победили русские. На слёте кроме петрозаводчан были ребята из Москвы, Екатеринбурга (отряд "Каравелла"), Воркуты, Жуковского и Будённовска. Игру бурно обсуждали, хотели воспроизвести у себя дома.

Воисты

В году 1996-97-м стало ясно, что получилась не просто многолетняя ежегодно повторяющаяся игра, а подобие общественного движения. Появилась идея как-то оформить наше движение. Долго мы с Юрой Жмодиковым подбирали термин для обозначения участников игры. Наконец выбрали "воист", что означает "военный историк".

Это название мы почерпнули в книге Вадима Шефнера "Лачуга должника". Это роман о будущем, в котором давно воцарился вечный мир, и нет армий, но есть люди, которым нравится играть в военных, хотя они сторонники мира. Вот и мы - не готовимся к войне или службе в армии, а играем в военную историю, преследуя совершенно мирные цели.

Девиз воистов: "Честь и товарищество!" Его выбрали по аналогии с девизом, который писали на наполеоновских знамёнах - "Честь и дисциплина!" Второе слово заменили (как-то школу напоминает) на понятие дружбы, вспомнив старую поговорку русских солдат: "Сам погибай, а товарища выручай!"

Была создана программа, чем воисты могут заниматься в своём полку, введены разряды и постоянные звания. Была попытка создания постоянной школы командиров - первый раз мы собрались в очень интересном месте - в исторической библиотеке Главного штаба. Мы провели два лесных слёта-похода воистов. Однако движение воистов не переросло в организацию. И вскоре попытки сколачивания "Армии воистов" мы прекратили.

Тем не менее, брошенные семена всё же дали всходы. Нет-нет, да и услышишь на смотре от какого-нибудь старого гренадерского полка хором сказанный девиз воистов. В 2002 году мы, наконец, изготовили значок воиста. Значок вручили на торжественном собрании генералов и полковников. Теперь значок носят воисты-ветераны, участвовавшие не менее, чем в трёх битвах.

Зачем нужна игра?

Любопытный вопрос! Некоторые деятели высказывали по этому поводу мнение, что игра вовсе не нужна или проводится совершенно неправильно. Не будем с ними полемизировать. С другой стороны, приходилось слышать в адрес нашей игры, что это форма патриотического воспитания, что игра прививает интерес к истории, воспитывает мужество и волю, вырабатывает организаторские навыки, сплачивает команды, развивает находчивость, готовит к службе в армии (!), что это оздоровительное военно-патриотическое мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества... и прочие примеры педагогического целеполагания. Не будем спорить и со сторонниками нашего опыта военно-исторической игры.

На самом деле, когда мы игру придумывали и когда каждый год готовим новое сражение, никакие педагогические установки нам не мешают. Цель одна - чтобы было интересно. Почему вообще дети играют в игры? Это взрослые думают, что игры нужны для социализации ребёнка, для развития... А дети играют просто так, чтобы было интересно.

Мне кажется, что игра, в особенности большая, тогда будет получаться хорошо, когда взрослые будут играть вместе с детьми, и играть бескорыстно, просто ради того, чтобы было интересно.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования